Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Лаборатория историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС приглашает принять участие в международной конференции «Лаборатория в перформативных искусствах: между метафорой и практикой», которая состоится в Москве 1-3 октября 2018 года.
Начиная с 1960-х гг. в Европе, а несколькими десятилетиями позже и в России широкое распространение получает “лабораторный” театр. Этот новый, гибкий по отношению к условиям времени и места формат позволил реализоваться многим коллективам, воспринимавшим театр как пространство антропологического эксперимента, альтернативной этики, социальной утопии. Российский театр с его богатой историей “студийного” движения не стал исключением. На рубеже 1980-90-х гг. он обращается к организационным принципам лаборатории как наиболее соответствующим целям и характеру его работы: в том или ином виде “лабораторные” принципы отразились на устройстве и работе “Школы драматического искусства” п/р Анатолия Васильева, театра “Около дома Станиславского” п/р Юрия Погребничко, театра-студии “Человек” п/р Людмилы Рошкован, театра Бориса Понизовского и многих других.
Мы предложили представителям различных исследовательских школ и дисциплин сфокусировать свое внимание на особенностях структур взаимодействия между участниками художественных коллективов (групп, трупп, лабораторий, школ), рассмотреть лабораторный опыт в контексте истории экспериментального театра, индивидуальных творческих биографий, как проблему социологии искусства, искусствоведения и культурологии.
Программа конференции:
1 октября
10.30 – 11.00
Открытие конференции
11.00 – 13.30
Секция 1. «Лаборатория» в социокультурном контексте: стратегии самоопределения
Модератор: Валерий Золотухин (ШАГИ РАНХиГС, Москва)
Катажина Осинская (Institute of Slavic Studies, Polish Academy of Sciences, Warsaw)
Лаборатория Ежи Гротовского и русские театральные студии/лаборатории начала ХХ века
Юлия Лидерман (ШАГИ РАНХиГС, Москва)
Театральная лаборатория как научный семинар или научная лаборатория как театральный семинар. Некоторые теоретические тезисы к истории Другого искусства
Елена Пенская (НИУ ВШЭ, Москва)
Антропология «лабораторного жанра» в системе ВТО (1920–1980-е гг.)
Ольга Купцова (МГУ, НИУ ВШЭ, ГИИ, Москва)
Программа «Узкий взгляд скифа» (III-я Театральная Олимпиада 2001 г.) как лабораторный опыт: случай «Ученой собаки»
13.30 – 14.30
Обед
14.30 – 17.00
Секция 2. Между произведением и процессом: эстетика лабораторной работы
Модератор: Юлия Лидерман (ШАГИ РАНХиГС, Москва)
Масару Ито (Hokkaido University, Japan)
Зритель как лаборант: о работе Научно-исследовательской лаборатории Государственного Театра им. Вс. Мейерхольда
Полина Богданова (Журнал «Современная драматургия», Москва)
Лаборатория Анатолия Васильева на Поварской: исследование новой методики
Игорь Вдовенко (РИИИ, Санкт-Петербург)
Мастерская Клима при ВОТМ (1988–1994)
Александра Конникова (ПО.В.С.Танцы, танцовщица, хореограф, Москва)
Художественная лаборатория как практика независимости
17.00 – 17.15
Кофе-брейк
17.15 – 19.45
Секция 3. Лаборатория в мировом контексте: образование, поп-культура, современное искусство
Модератор: Варвара Склез (ШАГИ РАНХиГС, Москва)
Наталия Якубова (University of Music and Performing Arts, Vienna, Austria)
Кабаре как лаборатория режиссерского театра? Случай рейнхардтовского кружка: гендерные аспекты От «Шума и дыма» до «Электры» Гофмансталя
Андрей Логутов (МГУ, Москва)
«Фабрика» Уорхола как медийная лаборатория и монтажный принцип в песенной лирике The Velvet Underground
Людмила Разгулина (МГУ, Москва)
Лабораторный экспериментализм колледжа Черной горы
19.45 – 20.00
Кофе-брейк
2 октября
11.00 – 13.30
Секция 4. Театр синтеза – театр-лаборатория. Борис Понизовский, Михаил Хусид, Юрий Соболев
Модератор: Елена Нагаева (ШАГИ РАНХиГС, Москва)
Вера Сенькина (Карамзинский стипендиат ШАГИ РАНХиГС, Москва)
«Лабораторный театр» Бориса Понизовского
Анна Романова (Ассоциация искусствоведов, искусствовед, куратор, Москва)
Концепция «Театра синтеза» Михаила Хусида и Юрия Соболева
Галина Метеличенко (Международная школа дизайна, художник, сценограф, Санкт-Петербург)
Синтетический театр «Хусида – Соболева»: между психотерапией и театром
13.30 – 14.30
Обед
14.30 – 17.00
Секция 5. От студии к лаборатории? История студийного движения
Модератор: Вера Сенькина (Карамзинский стипендиат ШАГИ РАНХиГС, Москва)
Александра Машукова (Независимый исследователь, Москва)
Арбузовская студия (1938–1944): история, метод, открытия
Елена Юшкова (Независимый исследователь, Вологда)
От студий пантомимы к пластическому театру: пробуждение тела в СССР
Сьюзен Костанзо (Western Washington University, USA)
Experiencing the environment in amateur theaters of the 1970s
Галина Шматова (РГГУ, Москва)
Альтернативная стратегия самоопределения в театральном поле: студия «Театр» Алексея Левинского
17.00 – 17.15
Кофе-брейк
17.15 – 19.45
Секция 6. Эксперименты в танце и физическом театре
Модератор: Галина Шматова (РГГУ, Москва)
Любовь Пчелкина (Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Проекционный театр – лаборатория художника
Ирина Сироткина (ИИЕТ РАН, Москва)
Студии танца 1920-х годов: кто выжил, что осталось?
Анна Кравченко (ROOM FOR, Москва)
«Невообразимое» – спекуляция о будущей лаборатории
Дарья Лавренникова (MESA Institute, Rio de Janeiro, Brazil)
HeterotRopical Laboratories
19.45 – 20.00
Кофе-брейк
20.00 – 21.00
Сергей Морозов (режиссер, куратор, продюсер, солист театра голоса «Ла Гол», Москва)
Лаборатория голоса как феномен (при участии перформеров театра голоса «Ла Гол» под руководством Наталии Пшеничниковой)
3 октября
11.00 – 13.30
Секция 7. Лаборатория участия: истоки и современность социального театра в России
Модератор: Андрей Логутов (МГУ, Москва)
Валерий Золотухин (ШАГИ РАНХиГС, Москва)
Сегодня мы импровизируем: метод Н.Ф. Скарской в контексте раннесоветской театральной самодеятельности
Мария Крупник (МВШСЭН, РАНХиГС, Москва)
Лабораторность и соучастие (партиципация) как базовые принципы социального театра
Ольга Рогинская (НИУ ВШЭ, Москва)
Опыт лабораторного театра в старших классах средней школы
Александра Дунаева (РГИСИ, Санкт-Петербург), Ника Пархомовская (Журнал «Театр.», театральный продюсер, Санкт-Петербург)
Проект «Квартира»: от репетиции к показу
13.30 – 14.30
Обед
14.30 – 17.00
Секция 8. «Лаборатория» сегодня: художественный и институциональный контексты
Модератор: Ольга Рогинская (НИУ ВШЭ, Москва)
Кристина Матвиенко (Электротеатр Станиславский)
Лаборатория как способ промоутирования документального театра и новой пьесы: российский опыт 2000-х годов
Татьяна Белова (Большой театр России, театровед, Москва), Ая Макарова (Оперный критик, Санкт-Петербург)
Опера в чашке Петри
Евгения Петровская (Театральный продюсер, Москва)
Мастерская Дмитрия Брусникина и Мастерская Виктора Рыжакова: принципы нового менеджмента
17.00 – 17.15
Кофе-брейк
17.15 – 19.45
Секция 9. Современные художественные сообщества в «лабораторной» перспективе
Модератор: Елена Гордиенко (ШАГИ РАНХиГС, Москва)
Луиз Гильерме Вергара (Universidade Federal Fluminense, Niterói, Brazil), Джессика Гоган (Instituto MESA, Rio de Janeiro, Brazil)
Art Lab: The Experimental In-Between: Lab as Model: Institutional Case Studies in Brazil
Роман Осьминкин (Школа вовлеченного искусства «Что делать»,
Санкт-Петербург)
Дом культуры как лаборатория. Опыт самоорганизованных кружков ДК Розы
Дарья Демехина (НИУ ВШЭ, Москва)
Перформанс и не-перформанс. Заметки к исследованию
Мари Сокол (Художник, Москва), Аля Хестанти (ММОМА, художник, куратор, Москва)
Перформанс в арт-институции. Опыт совместных практик
19.45 – 22.00
Закрытие конференции