Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Независимая исследовательская лаборатория Theatrum Mundi и Лаборатория историко-культурных исследований ШАГИ (РАНХиГС) приглашают на открытый семинар «Театру не быть искусством действия? Или в поисках границы между медиацией и манипуляцией» «Иммерсивный театр – это жизнь принудительного воздействия», такую шутку придумали в сетевом обсуждении современного сценического искусства аспиранты РГГУ. За шуткой стоит значимая теоретическая проблема. Европейские исследователи указывают на то, что в современном театре (постдраматическом или после перформативного поворота) зритель является со-творческим субъектом. В литературе описано, а на практике представлено множество стратегий активизации, вовлечения зрителя. В теоретических конструкциях между вовлечением и субъективизацией зрителя порой ставится знак равенства: ведь именно так у зрителя появляется «возможность выбора», действия, «право голоса». Однако не в теории, а в откликах зрителей, описывающих свой театральный опыт на форумах и в блогах, нередко звучат тревога, разочарование и возмущение, вызванные потерей ощущения собственной субъектности во время спектакля, объективизацией, тем статусом, который был зрителям отведен в «интерактивном театральном действии». Это заставляет проблематизировать ставить под вопрос рамки театральной коммуникации, распределение ролей между ее участниками и тезис Николя Буррио о том, что театру, как и кино, недоступны подлинные реляционные формы, потому что театр «собирает небольшие коллективы перед однозначными для них образами». Современная театральная эстетика предполагает готовность зрителя к действию. Бездействие (ни словом, ни телом) начинает характеризоваться как не-вовлечение и не-участие. Но как соотносится участие и свобода, физическая реакция зрителя и его субъектность? Означает ли неучастие в театральной ситуации бездействие в политической жизни, а участие или даже сопротивление разыгрываемой ситуации – способность к протестам в реальном мире? Может и должен ли театр быть полноценным полигоном внетеатральной активности, и существуют ли этические различия театральной, педагогической, психотерапевтических практик? Кажется, что театральные художники и теоретики пока еще мало задумываются об ответственности перед зрителем и о реальных последствиях спектаклей не для общества в целом, а для конкретных пришедших на спектакль людей и их психики. Зрительская травма – вещь, безусловно, не новая, но парадоксальным образом мало проговариваемая, хотя в рамках эстетики партисипативности она не может быть вынесена за пределы художественного поля, особенно если мы говорим о театре, задумавшемся о своей социальной функции. Почему театр как экскурсия это приятно, а театр как эпатаж это пошло? Как говорить друг с другом не прибегая к морализаторству и к критическому (экспертному) мнению? Как осознать разницу или неразличимость body art и театра? Если ее нет, надо ли об этом предупреждать зрителя там, где пишут о нижнем возрастном пороге? Участники: Елена Гордиенко (к. ф. н., театральный критик, ШАГИ РАНХиГС) Галина Шматова (магистр культурологии, исследователь театра, РГГУ) Анастасия Архипова (психолог, научный редактор издательского дома ВШЭ) Модератор к. культурологии Ю. Лидерман, ШАГИ РАНХиГС Семинар начнётся 5 мая в 18 часов в ауд. 011 (Медиалофт), Пречистенская набережная 11/1.