• 5 июня 2018, вторник
  • Москва, Пречистенская набережная 11/1, ауд.011

Театру не быть искусством действия? Или в поисках границы между медиацией и манипуляцией

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

Школа актуальных гуманитарных исследований
2152 дня назад
5 июня 2018 c 18:00 до 20:30
Москва
Пречистенская набережная 11/1, ауд.011

Независимая исследовательская лаборатория Theatrum Mundi и Лаборатория историко-культурных исследований ШАГИ (РАНХиГС) приглашают на открытый семинар «Театру не быть искусством действия? Или в поисках границы между медиацией и манипуляцией» «Иммерсивный театр – это жизнь принудительного воздействия», — такую шутку придумали в сетевом обсуждении современного сценического искусства аспиранты РГГУ. За шуткой стоит значимая теоретическая проблема. Европейские исследователи указывают на то, что в современном театре (постдраматическом или после перформативного поворота) зритель является со-творческим субъектом. В литературе описано, а на практике представлено множество стратегий активизации, вовлечения зрителя. В теоретических конструкциях между вовлечением и субъективизацией зрителя порой ставится знак равенства: ведь именно так у зрителя появляется «возможность выбора», действия, «право голоса». Однако не в теории, а в откликах зрителей, описывающих свой театральный опыт на форумах и в блогах, нередко звучат тревога, разочарование и возмущение, вызванные потерей ощущения собственной субъектности во время спектакля, объективизацией, тем статусом, который был зрителям отведен в «интерактивном театральном действии». Это заставляет проблематизировать ставить под вопрос рамки театральной коммуникации, распределение ролей между ее участниками и тезис Николя Буррио о том, что театру, как и кино, недоступны подлинные реляционные формы, потому что театр «собирает небольшие коллективы перед однозначными для них образами». Современная театральная эстетика предполагает готовность зрителя к действию. Бездействие (ни словом, ни телом) начинает характеризоваться как не-вовлечение и не-участие. Но как соотносится участие и свобода, физическая реакция зрителя и его субъектность? Означает ли неучастие в театральной ситуации бездействие в политической жизни, а участие или даже сопротивление разыгрываемой ситуации – способность к протестам в реальном мире? Может и должен ли театр быть полноценным полигоном внетеатральной активности, и существуют ли этические различия театральной, педагогической, психотерапевтических практик? Кажется, что театральные художники и теоретики пока еще мало задумываются об ответственности перед зрителем и о реальных последствиях спектаклей не для общества в целом, а для конкретных пришедших на спектакль людей и их психики. Зрительская травма – вещь, безусловно, не новая, но парадоксальным образом мало проговариваемая, хотя в рамках эстетики партисипативности она не может быть вынесена за пределы художественного поля, особенно если мы говорим о театре, задумавшемся о своей социальной функции. Почему театр как экскурсия это приятно, а театр как эпатаж это пошло? Как говорить друг с другом не прибегая к морализаторству и к критическому (экспертному) мнению? Как осознать разницу или неразличимость body art и театра? Если ее нет, надо ли об этом предупреждать зрителя там, где пишут о нижнем возрастном пороге? Участники: Елена Гордиенко (к. ф. н., театральный критик, ШАГИ РАНХиГС) Галина Шматова (магистр культурологии, исследователь театра, РГГУ) Анастасия Архипова (психолог, научный редактор издательского дома ВШЭ) Модератор — к. культурологии Ю. Лидерман, ШАГИ РАНХиГС Семинар начнётся 5 мая в 18 часов в ауд. 011 (Медиалофт), Пречистенская набережная 11/1.

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше