Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
25 мая 2017 года в 19.00 в рамках программы «ШАГИ на Набережной» Школы Актуальных Гуманитарных Исследований РАНХиГС состоится публичная лекция Марии Сергеевны Неклюдовой "Когда в европейские кабинеты проникла тень: тайна в политическом воображении XVII – XVIII вв." На рубеже XVIII – XIX веков в речах французских политиков часто появляется отсылка к тому, что происходит (или происходило) «в тени кабинетов». Как правило, именно там вынашиваются коварные планы, строятся козни и плетутся интриги. Для современного человека, привыкшего к таким понятиям как «теневая экономика», «теневой рынок», в этом словосочетании нет ничего загадочного, поскольку метафора тени сразу истолковывается как обозначение «серой зоны» функционирования власти. Однако откуда она возникла, и почему вошла в политический словарь? Ответ на этот вопрос приходится искать как раз «в тени кабинетов», поскольку это первый случай употребления интересующей нас метафоры. За ней стоят представления о том, что такое современное государство и каковы принципы его управления; представления, сформировавшиеся в работах европейских теоретиков в XVI – XVII веке, во многом под воздействием идей Макиавелли. Но в равной мере ее появление обусловлено изменениями самого публичного пространства, символом которого становится противопоставление трибуны и кабинета, видимости и тайны.
На рубеже XVIII – XIX веков в речах французских политиков часто появляется отсылка к тому, что происходит (или происходило) «в тени кабинетов». Как правило, именно там вынашиваются коварные планы, строятся козни и плетутся интриги. Для современного человека, привыкшего к таким понятиям как «теневая экономика», «теневой рынок», в этом словосочетании нет ничего загадочного, поскольку метафора тени сразу истолковывается как обозначение «серой зоны» функционирования власти. Однако откуда она возникла, и почему вошла в политический словарь? Ответ на этот вопрос приходится искать как раз «в тени кабинетов», поскольку это первый случай употребления интересующей нас метафоры. За ней стоят представления о том, что такое современное государство и каковы принципы его управления; представления, сформировавшиеся в работах европейских теоретиков в XVI – XVII веке, во многом под воздействием идей Макиавелли. Но в равной мере ее появление обусловлено изменениями самого публичного пространства, символом которого становится противопоставление трибуны и кабинета, видимости и тайны.
Мария Неклюдова - историк культуры (ШАГИ РАНХиГС / МВШСЭН).
Сфера научных интересов: французская культура XVI–XVIII веков, теория и методология исторического знания, теория театра. Монографии: «Искусство частной жизни: век Людовика XIV» (М., 2008), «Я двор зову страной »: родословная одной метафоры» (М., 2014).